6 февраля в нашем детском саду состоялся тренинг для родителей, посвященный особенностям протекания кризиса трех лет. Педагог-психолог Мария Петровна познакомила родителей с симптомами кризиса, рассказала о психологических потребностях детей в этот непростой период.
Как вести себя с ребенком в кризисный период
1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько понадобится.
2. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами.
3. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того, чтобы использовать отрицательную частицу «не», защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты.
Не ходи --------------------------------------→ Пойдем, иди
Не делай-------------------------------------→ Давай сделаем
Не смотри---------------------------------- → Давай посмотрим, послушаем
4. Научите устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Проявите твердость, но запретов не должно быть много. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, попробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами.
5. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно, все остальное можно исправить.
6. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуацию выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по 3 пунктам:
- категорически запрещено делать;
- можно делать совместно с родителями;
- можно делать самостоятельно.
Можно оформить правила общения в виде таблицы, повесить на холодильник. Тогда все члены семьи будут действовать слаженно.
9. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и и можете помочь в случае неудачи.
10. Будьте последовательны в своих требованиях. Следите за тем, чтобы взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
11. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Для любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет только ему на руку. Постарайтесь переключить внимание на что-то новое и интересное.
12. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование — этим вы спровоцируете новую истерику.
13. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все сделать за него.
14. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.